Барчук Н.В., 04.09.2015г
Уважаемые коллеги, новый 2015-2016 учебный год интересен с точки зрения инновационных процессов – основная школа начинает работу по ФГОС.
Инновационный характер осуществляемых в образовании перемен требует новых подходов к организации деятельности по повышению квалификации и профессиональному развитию.
В районе создана муниципальная модель организации методической службы, деятельность которой регламентируется приказом Управления образования «Об организации методической работы в районе в 2015-2016 учебном году»
Система повышения квалификация и профессионального развития является составной частью модели, которая обеспечивает выявление профессиональных дефицитов, постановку образовательных задач, выстраивание траектории развития на основе уровневого подхода. Имеется достаточный кадровый ресурс, с опытом работы в инновационном режиме, часть педагогов имеет опыт работы наставниками в рамках краевых стажерских площадок, способна организовать самообразование. Педагоги владеют проектировочными, исследовательскими и рефлексивными компетентностями, имеют опыт разработки и реализации собственных программ повышения квалификации. За последние годы установлены устойчивые партнерские отношения с учреждениями дополнительного образования педагогических работников.
С 2012 года в Шушенском районе действует новая для нас форма профессионального развития - муниципальный университет непрерывного образования педагогов. Разработана нормативная база, определен регламент деятельности и механизм экспертной оценки образовательных программ их реализации и продуктов деятельности.
Через муниципальный университет реализуются образовательные программы, разработанные учителями школ, педагогами учреждений дополнительного и дошкольного образования. Таким образом, мы запустили механизм делегирования части методических полномочий наиболее продвинутым в осваиваемой области педагогам. В результате появилась возможность использования интеллектуального потенциала педагогов из разных образовательных организаций для создания дидактических, методических и диагностических материалов.
Как показывают отзывы, темы программ актуальны, занятия проводятся в логике деятельностного подхода. Результаты работы представлены в форме мастер классов на Образовательном Форуме. На протяжении нескольких лет в рамках муниципального университета успешно реализуются и востребованы программы, разработанные педагогами: Колесникой Натальей Ивановной, воспитатель детского сада №4 (заведующая Богатова Т.И.); Скрипачевой Еленой Николаевной, старший воспитатель Ильичевское дошкольное учреждение (заведующая Понедельник Т.А.), учителями начальных классов: Граф Натальей Петровной, Казанцевской школы; Самсоновой Верой Петровной Шушенская НОШ, Гайтеровой Е.В школы №1, Оглезневой И.А. – учитель русского языка и литературы школы №1, Астальцевой Г.Г., Мельниковой Е.Н. – учителя школы №3, Сергеенко Г.И., Сесицкая О.А., Малышева П.А. - Синеборская школа
Новые подходы в организации образовательного пространства предъявляют новые требования к профессиональным компетентностям педагогов. В рамках одного муниципалитета, как правило, ограничено пространство воспроизводства профессиональной деятельности. И в тоже время имеющийся кадровый ресурс для организации эффективных практик может быть востребован в других территориях. Педагогические исследования, разработанный методический и дидактический материал нуждаются в научном сопровождении и опережающем экспертном отношении. В связи со сложившимися условиями в организации профессионального развития и повышения квалификации, появилась идея проекта «Организация сетевого университета профессионального развития».
Цель проекта - Создание сетевого университета профессионального развития, как механизма развития учительского потенциала, обеспечивающего успешность детей в обучении.
Социальные эффекты проекта: Соответствие профессиональной компетентности требованиям профессионального стандарта, тиражирование эффективных практик. Организация повышение квалификации на основе актуальных задач и профессиональных дефицитов педагогов. Снижение финансовых затрат на организацию профессионального развития и повышения квалификации, без отрыва от учебного процесса.
Курсовая подготовка в районе планируется исходя из образовательных потребностей работников, требований закона об образовании (ФЗ) о прохождении курсовой подготовке не реже 1 раза в 3 года, нововведений в образовательный процесс.
Для организации обучения взрослых используются разнообразные формы, средства и ресурсы.
С этой целью мы сотрудничаем с Минусинским педагогическим колледжем им А.С. Пушкина, Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярским государственным педагогическим университетом, Сибирским Федеральным университетом, Челябинским институтом повышения квалификации.
Наряду с обучением на базе учреждений дополнительного профессионального образования, проводим обучение с приглашением преподавателей на территорию района, что позволяет проучить большее количество педагогов без отрыва от работы, непосредственно на рабочих местах, сочетая теорию и практику. Технические возможности позволяют использовать дистанционные формы обучения, и это широко применяется педагогами в своем профессиональном развитии.
Так за 2014-15 учебный год курсовую подготовку и переподготовку прошли 378 человек.
В сравнении с прошлыми годами больше учились работники дошкольных организаций и дополнительного образования, учебно-производственного комбината, управления образования и ИМЦ.
Так из всех педагогических работников дошкольного образования (234), прошли курсы 96 чел., что составляет 44% , а заведующие и заместители 8 детских садов получили в этом году дипломы о переподготовке по программе «Менеджмент в образование»: Котова Елена Александровна, Бодрихина Светлана Николаевна, Дергунова Инна Петровна, Марьясова Анастасия Васильевна, Портенко Светлана Николаевна, Трофимова Светлана Леонидовна, Осипова Наталья Павловна, Ротанова Анжела Анатольевна.
69% работников учреждений дополнительного образования прошли курсовую подготовку, это впервые за многие годы.
Самый высокий показатель прохождения курсовой подготовки остается за работниками школ. В различных курсах участвовали 250 человек, что составляет 76% от общего числа педагогов и руководителей. А 71% руководителей школ имеют дипломы о переподготовке по направлению менеджмент.
Соответственно, в разрезе отдельных категорий работников прошедших курсовую подготовку, количество воспитателей составляет 52 человека, среди учителей больше всего учились учителя начальных классов – 43 чел., учителя филологии - 41 чел, математики и физики – 38 чел.
В этом году самыми активными в курсовой подготовке были педагоги школ: Н-Койской - директор Свинцов Павел Владимирович, Иджинской - директор Колыньяк Иван Олегович, Ильичевской, Шунерской, Московской, Каптыревской, Дубенской.
Время определяет новые требования к профессиональной подготовке не только каждого педагога, но и в целом к коллективам, уже в обиходе существует понятие корпоративная специализация в соответствие с профессиональным стандартом в образовании. Важно организовать системную работу по отслеживанию результативности изменений в организации учебно-образовательного процесса на основе приобретенных педагогами знаний в результате обучения на курсах. Есть уверенность, что уровень профессиональной компетентности педагогов района позволит обеспечить высокое качество и успешность детей в обучении.
|