Топоева Галина Васильевна, педагог-библиотекарь МБОУ Ильичевской СОШ, руководитель районного методического центра школьных библиотекарей.
Среди многочисленных  конкурсов, проводимых в школе,   однажды предлагалось  такое  задание: участникам  были вручены молоток, спицы, утюг, кастрюля и книга с целью  озвучить эти предметы. Победила фраза: «Моя девушка умеет мастерить, готовить, утюжить, а к тому же она библиотекарь!»
Этот момент наглядно показывает нюансы нашей профессии. Библиотекарь  - это  человек, который  в силу специфики  своей  профессии может и умеет делать все. 
А школьный библиотекарь – это человек особенный. Он как первый учитель. И  именно от него  зависит, станет  ли в будущем ребенок грамотным, думающим читателем.
Школьным библиотекарем,  как, к примеру, женой моряка, нужно родиться. Это не профессия в привычном смысле слова, это состояние души. В детстве будущий школьный библиотекарь, как и все дети, мечтает о разных профессиях. Но его библиотечная сущность  уже проявляется независимо от его  желаний. Мы не имеем  ввиду любовь к книге. Это само собой разумеется. А вот только  будущий школьный библиотекарь  может пронумеровать свои домашние книги  и проштамповать  их самодельным штемпелем, сделанным из школьной резинки.
И своего брата (вернее, сестру)  можно  вычислить  и вне стен школы и библиотеки. У  школьного библиотекаря  все разложено по полочкам: будь то информация, журналы или стихи к праздникам. Такой же порядок у библиотекаря и дома. Ну, у кого еще вы сможете  увидеть кулинарные рецепты, записанные   на каталожных карточках,  и знающие  свое место  в систематической расстановке  блюд? Только  в доме  школьного  библиотекаря.  
А книги из домашней библиотеки, которые выдаются  с записью в тетрадь? И это не оттого, что  школьный библиотекарь не доверяет людям.  Просто сила привычки.
А когда  школьный библиотекарь попадает в гости, его неутомимо  тянет к книжным полкам, где рядками стоят пестрые  книги. Руки так и норовят вытащить эти книги, повертеть, полистать. Особую радость библиотекарь испытывает, когда видит  такой же том, какой  есть у  него в библиотеке.  Или  издает легкий вздох сожаления, если  держит  в руках  то, что долго мечтает  заиметь. 
Школьный библиотекарь это тот, в котором  нуждается вся школа. Особенно ярко это проявляется тогда, когда его не было накануне на рабочем месте.  С самого утра приходят взрослые и дети, и чуть не плача сообщают о том, как они вчера мечтали  посидеть (поработать,  почитать, поговорить и прочее, прочее) в библиотеке.  После таких печальных, гневных, обвинительных речей  библиотекарь чувствует себя виновным.
А вы знаете о том, что единственный человек в школе, который помнит каждого ученика  в лицо, и  в каком классе он учится – это  школьный библиотекарь.  И заметьте, такая особая память проявляется  только у людей нашей профессии.  Ибо только школьный библиотекарь, когда ему возвращают книгу, найденную в коридоре на окне,  сразу может сказать, кому он ее выдавал.
А эта страсть  все  припрятывать, прибирать к рукам бесхозные и, на первый взгляд постороннего человека, абсолютно бесполезные вещи?  И эти собранные вещи потом используются с такой неожиданной стороны, что все только диву даются. Ну, у кого, например, возникла мысль  собрать стружку, в которую были упакованы  наглядные пособия, поступившие  в кабинет биологии? Только школьный библиотекарь долго  подкарауливал  момент, когда можно будет  все быстро унести с собой.  Ах, какие шикарные бороды получились в будущем из этой стружки!
Когда-то считалось, что школьный библиотекарь – это «гуманитарий» чистой воды.  Забудьте об этом! Посмотрите, как школьный библиотекарь  сражается с «зависшим» компьютером, сбившейся программой. Сегодня он  может провести  вполне квалифицированный небольшой ремонт  своей немногочисленной  техники. А работа школьного библиотекаря  с электронным каталогом  заставляет  бледнеть   маститых информатиков школы. 
Школьный библиотекарь  следует мудрой житейской заповеди «один в поле не воин». Поэтому он находит возможности партнерства, взаимовыручки, умение понять и помочь своим коллегам. 
И одной из таких возможностей  стало методическое объединение школьных библиотек, которое успешно действует в нашем районе  уже много  лет.  Школьные библиотекари, абсолютно разные по характеру, возрасту, не только обменивались своими ресурсами, как это постоянно практикуется в нашей работе, но смогли  постоянно самообразовываться и двигаться в одном направлении.  
Нет подходящей  для школьного библиотекаря  программы по информационной культуре?  Он  решили ее разработать. До сих пор этой программой  пользуются библиотекари района.  Затем была  совместная работа по проблемам чтения детей,    изучение и применение в своей деятельности  технологии развития критического мышления средствами чтения и письма…
Школьные библиотекари  разрабатывали проекты для читателей и программы развития своих библиотек, обсуждали   приоритетные пути развития и возможности моделирования  библиотечного пространства.  Тщательно изучали  федеральные стандарты  и сервисы Web 2.0. У школьного библиотекаря  всегда была  возможность быть в курсе профессиональных новинок, поделиться своими идеями и послушать интересный опыт других, узнать о важном библиотечном событии и представить на суд коллег материалы собственного производства.  Да много еще было всего за эти годы. Но главное  было то, что все, что школьные библиотекари  изучали, внедряли, разрабатывали – было актуально на тот момент, востребовано  и реально применимо в наших условиях.  Именно поэтому опыт работы нашего методического центра  был неоднократно представлен на страницах  профессиональной библиотечной печати. 
После такого профессионального общения рождались  новые идеи, интересные замыслы и находки, которые тут же старались  воплотить в жизнь.
Опыт одного удачно накладывается на деятельность другого, критически оценивается третьим и в  результате получались  интересные  методические продукты.  И пусть каждый школьный библиотекарь пришел  в профессию своим путем, каждый из  них индивидуален, у каждого своя изюминка в работе.  Школьные библиотекари  не просто стараются тянуться друг за другом, они  смотрят  в одном направлении, находят в вечном поиске.  
Вот такие мы, школьные библиотекари.