Мазай Елена Ивановна          учитель-логопед        МБОУ  Иджинская СОШ 

 ПМПК Шушенского района

Высшая квалификационная категория

Образование: высшее

- окончила в 1990 г. ХГУ им. Н.Ф.Катанова по специальности "Педагогика и психология дошкольная"

- 1991г. ИПК г.Красноярск "Теория и методика логопедической работы"

 - 2016 г.   Семинар  г.Минусинск       Способы развития мотивации познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта

 

 Электронная почта   lemaz69@mail.ru

                

Памятка для родителей

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

1.поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этом усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;

2.правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;

3.проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;

4.на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;

5.проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития. 

Родителям важно знать:

1.ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком – одно из обязательных условий правильного речевого развития;

2.выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;

3.занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;

4.занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, болеее длительная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4-5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;

5.занятие не следует перегружать заданиями;

6.на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;

7.к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше – Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления. 

Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи

Ребенку важно уметь:

  1. определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  2. делить слова на слоги;
  3. различать твердые и мягкие согласные;
  4. различать гласные и согласные звуки;
  5. различать слова, похожие по звучанию;
  6. различать слова, отличающиеся одним звуком;
  7. находить слова, в которых нет заданного звука;
  8. осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.

Формирование правильного звукопроизношения

Причины нарушения звукопроизношения различны – привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.

Родители должны сами готовить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.

Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и письме.

Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятий должна быть не более 15-20 минут. 

 

Развитие моторики и графических навыков

Необходимо тренировать:

1.пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т.д.)

2.общую моторику;

3.мелкую моторику – развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т.д.)

Используя приемы:

1.пальчиковые игры;

2.штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые), узоры в тетради в клетку, дорисовывание предметов и т.д.)

Развитие звукового анализа слов

Ребенка надо научить:

1.устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;

2.понимать смыслоразличительную роль буквы.

Развитие словаря

Формирование умения:

1.определять количество и последовательность слов в предложении;

2.составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;

3.пересказать текст;

4.рассказать сказку.

Обучение чтению

Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать.

Если вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.