Шамраева Ольга Николаевна   учитель-логопед МБОУ Шушенская СОШ № 1

Образование: высшее           ХГУ им. Катанова  «Логопедическая работа с  детьми с речевыми нарушениями» 

 

                                                                Методические разработки

Занятие для учащихся 1 классов.

Тема: "Слово. Предложение. Текст".

Цель: повторить и закрепить пройденный материал по теме «Слово. Предложение. Текст».

Задачи:

образовательные:

•  закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст»;

•  учить членить речевой поток на смысловые отрезки, языковые единицы речи.

коррекционно-развивающие:

•  развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов;

•  развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки;

•  формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.

воспитательные:

•   воспитывать умение слушать себя и окружающих;

•   воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы и развитие интереса к различной подаче учебного материала.

Оборудование: игрушка Буратино, конверт с написанными заданиями для детей, на каждого ребёнка конверты с графическими схемами, проектор, интерактивная доска.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

- Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. Поставьте зеркала в рабочее положение. Вспомним Сказку о веселом язычке.

- Жил-был Веселый язычок (Выполнение детьми упражнения «Лопатка»  - Презентация 1 -слайд 2). Поздоровайтесь с ним (Дети выполняют упражнение для губ «Трубочка»  - Презентация 1 -слайд 3). Язычок очень любил свой домик. Двери домика то открывались (Дети открывают широко рот. - Презентация 1 -слайд 4), то закрывались (Дети закрывают рот. - Презентация 1 -слайд 5). Он часто красил двери (Дети выполняют упражнение «Сладкое варенье» - Презентация 1 -слайд 6), потолки (Дети выполняют упражнение «Маляр» - Презентация 1 -слайд 7). Когда было тепло, язычок грелся на крылечке и качался на качелях (Дети выполняют упражнение «Качели» - Презентация 1 - слайд 8). Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку (Дети выполняют упражнение «Иголочка» - Презентация 1 -слайд 9).

- Чтобы красиво говорить, нужно уметь и правильно дышать, давайте выполним упражнения. Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.

III. Постановка цели.

Логопед показывает игрушку Буратино:

- Ребята, к нам гости пришёл Буратино! Он очень рад  встрече с нами! Буратино, когда вчера гулял  по осеннему лесу, простудился и теперь не  может говорить! У него ангина! (Презентация 2 -слайд 1) Поэтому он принёс собой конверт, а в нём письмо с заданиями. Он хочет проверить, какие знания вы получили на логопедических занятиях.

- Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

- Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

- Какой письменной или устной  речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)

- Да, если бы не письменная речь Буратино смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

- Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной? (Презентация 2 -слайд 2)

- Ребята, давайте разделимся на две команды и поиграем! Первая команда - "Листики", вторая команда - "Лучики". А Буратино будет внимательно  следить за тем, какие вы активные и как вы справляетесь с заданиями, которые он для вас приготовил. За каждый правильный ответ я буду давать команде осенний листочек.

IV. Составление предложений по картинке (игра "Четвёртый лишний") (демонстрируются картинки с изображением примет осени и одна картинка с изображением лета):

- Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения ():

Презентация 2 -слайд 3: Листья опадают.

Презентация 3 -слайд 1: Часто идут дожди.

Презентация 3 -слайд 2: Птицы улетают на юг.

Презентация 3 -слайд 3: Люди загорают на пляже.

Презентация 4 -слайд 1: Дети пошли в школу.

- Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Презентация 4 -слайд 2) (Люди загорают на пляже.) Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.) Правильно, молодцы!

V. Составление графических схем предложений.

- Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

- Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

- Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

- Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

- Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

- Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

- Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

- Ребята, Буратино приготовил для вас новое задание! Составьте графические схемы этих  предложений. Кто быстрее: первая или вторая команда?!

- Посмотрим на слайд и проверим, какая команда правильно составила графические схемы предложений (Презентация 4 -слайд 3).

VI. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья».

- Ребята, давайте поиграем с пальчиками:

Разбросала осень листья                 Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью                    Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем,          «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем.              Скрещивают ладони с растопыриванием                                            пальцев.

         Лист кленовый, лист с осинки,       Поочередно загибают пальцы, начиная                                                                                      

Лист дубовый, лист рябинки,       с большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист                на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз.         Звонко хлопают в ладоши.

VII. Каллиграфическая минутка

- Ребята, Буратино, загадал нам загадку (Презентация 5 -слайд 1):

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает.

Листья жёлтые летят

Прямо под ноги ребят.

- Когда это бывает? (Осенью.)

- На какой звук и букву начинается слово "осень"? (На звук и букву О.)

- Буратино, очень любит писать (Презентация 5 -слайд 2), а вы любите писать?! (Да.) Сейчас мы это проверим, напишите красиво и аккуратно букву О (Презентация 5 -слайд 3).

- Мы вместе с Буратино  оценим, какая команда лучше справилась с заданием.

VIII. Определение границ предложений в тексте.

- Ребята, Буратино большой выдумщик, он припас ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения (Презентация 5 -слайд 4).

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

- Посмотрите на слайд и проверьте, правильность определения начала и конца предложений в тексте (Презентация 5 -слайд 5).

IX. Развитие смысловой догадки (кроссворд).

- Ребята, последнее задание от Буратино – разгадать кроссворд. Ключевое слово “осень” (Презентация 5 -слайд 6).

1. В осеннее время года всегда бывает…(непогода) 2. Если листья падают, летят, явление это – (листопад) 3. Нет его проворней в свете, потому что это (ветер) 4. Нет, это не дым и не обман. Над рекой стоит (туман) 5. С неба пришёл, в землю ушёл.

- Посмотрите на следующий слайд (Презентация 5 -слайд 7), проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд.

X. Итог

- Молодцы! Буратино и я довольны вашими успехами! Победила дружба!  (Презентация 5 -слайд 8)