Почти двадцать лет назад я пришла работать в Казанцевскую школу учителем русского языка и литературы. В то время педагоги школы активно осваивали технологию коллективного способа обучения. Я тоже не стала исключением. Ведь перед каждым учителем (тем более начинающим) стоят  вопросы: как привить учащимся интерес к знаниям, как воспитывать трудолюбие, самостоятельность, как включить в работу каждого ученика?
Изучив труды В.К. Дьяченко по педагогической технологии коллективного способа обучения (КСО), посетив курсы института повышения квалификации г.Красноярска и учебные занятия педагогов школы, пришла к выводу, что коллективный способ обучения (КСО) является наиболее подходящей формой обучения и воспитания. Именно он дает возможность ученику работать в своем темпе, снимает психологические перегрузки, а учителю позволяет больше внимания уделять творчеству и индивидуальному общению с обучающимися. Данная технология ценна ещё и тем, что между всеми учащимися устанавливаются дружеские взаимоотношения (пары постоянно меняются), они учатся вести учебный диалог, рассуждать, строить монологическое высказывание, учитывая уровень подготовки своего «ученика», приобретают навыки публичного выступления. И ещё не менее важно то, что учитель перестаёт «довлеть» над классом, он становится собеседником, не связывающим инициативы учащихся, помощником в поисках правильного решения учебной задачи.Немаловажным фактом выбора изучения данной технологии явилось и то, что, по утверждению современных психологов, наиболее эффективно работает произвольная память ребёнка тогда, когда он обсуждает (70% усвоения материала), говорит и делает совместно (90%), обучает других (95%).Всё это, естественно, помогает создать комфортные условия для обучения и, следовательно, ведёт к здоровьесбережению учащихся.
Свою работу начала с активного использования парной организационной формы и применения методикколлективных учебных занятий (взаимопередача тем,  взаимообмен заданиями, взаимные диктанты в парах сменного составасо взаимопроверкой;взаимотренаж). Учебное содержание было структурировано в каждом классе, что и сегодня позволяет  работать с индивидуальными маршрутами учащихся.Обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала  разными способами и средствами за разное время. При этом основной единицей такой деятельности является сводная учебная группа как место пересечения разных маршрутов продвижения обучающихся. Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная. 
КСО идеально подходит для работы в разноуровневом классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика. 
Что еще дает введение технологии КСО на уроках?Оценки за качество взаимоконтроля, выставляемые рядом с подписью проверявшего в тетради товарища, повышает качество взаимопроверки и одновременно способствует  формированию самоконтроля. Большую часть времени теперь можно посвятить индивидуальной работе с учащимися. Задания дифференцированные, поэтому ученик ощущает удовлетворение от того, что справился с ними и получил положительную оценку. 
Почти за два десятилетия мною накоплен большой опыт, который в разное время был обобщен и представлен в разных формах (методическая разработка «Учебное занятие по русскому языку в 10-м классе на основе индивидуальных образовательных программ учащихся» (http://festival.1september.ru), «Итоговые задания в тестовой форме «Синтаксис и пунктуация» (5-й класс)» (http://festival.1september.ru), дидактический материал  «Подготовка к ЕГЭ (часть С) по русскому языку»; открытые коллективные учебные занятия, демонстрирующие формирование универсальных учебных действий учащихся(умение ставить цель, умение планировать деятельность, умение рефлектировать, умение работать в паре, умение держать позиции «учитель» – «ученик»), что особенно важно сегодня, когда в основной школе внедряются ФГОС второго поколения). 
Именно технология КСО является эффективным способом достижения целого комплекса результатов, заложенных в стандарте. И именно она способна обеспечить качество образования, о котором так много говорят в последнее время.