Профессиональное развитие на основе рефлексии образовательной деятельности

  • Основное предназначение муниципальной методической службы (ММС) заключается в создании ресурсно-методических условий для опережающего решения актуальных задач, характерных проблем педагогической деятельности. Методическая  деятельность в Шушенском районе на протяжении многих лет развивается и видоизменяется. Сегодня это эффективный институт профессионального развития педагогов.
  • В управлении  многоуровневой системой профессионального развития педагогов района используется кластерный подход. На   каждом уровне кластера ставятся   определенные задачи,  для решения которых  соответственно организуются  процессы, процедуры, используются инструменты их проведения. Благодаря   согласованности процессов, институализации форм, мотивации всех участников образовательного процесса,  соблюдению принципов   индивидуализации и субъектности,  непрерывности и  сетевости достигаются результаты.
  • От того, насколько  методисты школьного и муниципального уровня владеют умениями организовать процессы  рефлексии, выявлять профессиональные затруднения   педагогов, зависит план действий адресной помощи профессионального развития, используя ресурс учреждения и муниципальной сети.
  • Пространством, специальным образом организованным, для совместной деятельности методистов школьного и муниципального уровней  является «Школа образовательных и управленческих практик» (ШОУП).  ШОУП традиционно проводится в августе, накануне учебного года. Работа организуется в несколько тактов.  На первом такте  с методистами школьного уровня отрабатываются процедуры выявления профессиональных затруднений, оформления образовательных задач, обсуждается формат   заказа на методическую работу. На следующем такте участники работают в командах своих учреждений. Школьными  методистами по отработанному алгоритму  организуется совместная деятельность по выявлению профессиональных затруднений каждого педагога, понимание их причин, оформление
  • образовательных потребностей, анализ существующего ресурса и, как результат,  -  составление индивидуальной образовательной программы педагога. На завершающем такте происходит соотнесение представлений всех субъектов образовательного пространства; корректировка  представлений, способов работы; создается проект муниципального заказа на методическое сопровождение профессионального развития педагогов.
  • В результате совместной работы на начало учебного года формируются  институциональные формы профессионального развития, которые имеют свою аудиторию и развиваются относительно своих запросов:
  • -организация работы  с молодыми педагогами  через Институт менторства и интернатуры;
  • -организация работы с педагогическими работниками через муниципальный университет повышения квалификации;
  • -организация работы виртуального методического кабинета через расширение вектора дорожных карт учителей предметников как в территории, так и за пределами района,
  • -организация работы центра математиков, физиков, центра иностранного языка.
  • Муниципальный университет повышения квалификации - новая для нас форма, появилась благодаря сетевому партнерству в реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих кадров с  КГПУ им . В.П. Астафьева, опыту работы в рамках краевых стажировочных площадок на базе школ района. Разработана нормативная база, определен регламент деятельности и механизм экспертной оценки образовательных программ их реализации и продуктов деятельности.
  • Работа  муниципального университета повышения квалификации строится,  исходя из потребностей педагогов, на основе системно - деятельностного подхода.  Через «университет»  реализуется 30 образовательных программ, разработанных  учителями школ, педагогами  учреждений  дополнительного и дошкольного образования. Таким образом,  запущен механизм делегирования части методических полномочий  наиболее продвинутым в осваиваемой области педагогам. В результате появилась возможность использования интеллектуального потенциала педагогов из разных образовательных организаций для создания дидактических, методических и диагностических материалов.
  • Успех реализации образовательных программ во многом зависит от того, насколько руководитель программы владеет способностью организовать процессы  рефлексии каждого этапа освоения программы. Поэтому каждому занятию в «университете» предшествует  сбор руководителей программ, на котором мы вместе "проигрываем" учебные ситуации, отрабатываем организационные вопросы. После проведенных занятий обязательно заполняется карта обратной связи и  методистом  организуется рефлексия с руководителем программы.
  • По завершению учебного года в «университете» наработанным по каждой программе материалам дается  экспертная оценка. Важно также понять, каким образом участие в реализации той или иной программы позволит "прирастить " профессиональную компетентность как участникам, так и руководителям программы. Для этого  на расширенном заседании экспертно-методического Совета Управления образования организуется  обсуждение результатов и представление продуктов деятельности, проблемных мест, выявленных ресурсов. 
  • Рефлексивный  анализ существующих отношений и взаимодействия образовательных учреждений в условиях пилотного режима введения  ФГОС позволил обнаружить проблемы в организации управления деятельности шести пилотных площадок. С целью  изменения ситуации был создан муниципальный координационный  Совет краевых пилотных площадок, внедряющих государственные образовательные стандарты в общеобразовательных учреждениях Шушенского района. Через Совет удалось организовать анализ ситуации по проектам начальной школы, основной и старшей школы относительно условий, процессов, результата. Системная работа, принятие и контроль выполнения  решений, открытость деятельности позволили качественно изменить ситуацию. Как результат -  объединенный ресурс  разных школ в рамках межшкольных проектов,  создана нормативная база,   разработаны методические продукты,  организована их экспертная оценка,  апробация учебно-методических комплектов, возможность поэтапной рефлексии деятельности пилотных площадок.
  • Итоги методической деятельности подводятся на ежегодном традиционном образовательном Форуме. Это  пространство  рефлексии  деятельности всех институциональных форм,   предъявление  продуктов деятельности,  чествование победителей конкурса «Общественное признание»,  поощрение за работу, определение  перспектив развития.
  • Безусловно,  организованная системная работа с педагогами дает результат,  который  проявляется в готовности   участвовать в инновационных проектах, конкурсах и других мероприятиях, в удовлетворённости   содержанием своей педагогической деятельности. Положительная динамика показателей качества образования в муниципалитете есть следствие, и в том числе, профессиональной компетентности педагогов. Важным условием организации и сопровождения такой деятельности в муниципалитете является профессионально организованная команда методистов ИМЦ, специалистов Управления образования.
    Нина Барчук, методист  Шушенского информационно-методического центра

 

Архив