Учителя - менторы
Представление менторов
*Менторство как практика сопровождения  молодых педагогов Шушенского района
В Шушенском районе для сопровождения молодых педагогов с 2013 года работает институт менторства,  который оформился на основе многолетней работы педагогического сообщества. Совместно с институтом повышения квалификации и Управлением образования администрации Шушенского района разработана программа "Менторство и интернатура в управлении профессиональным развитием педагога" (С.Ю. Андреева, проректор ИПКиППРО, к.п.н., А.А. Подлипаева, заместитель руководителя Управления образования).
Профессиональная адаптация молодых специалистов, а их в Шушенском районе 30, является разновидностью социально-психологической адаптации и предполагает освоение трудовых умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности. И это зависит от того, кто находится рядом с молодым учителем. Поэтому в начале трудового пути очень важно, чтобы рядом с молодым педагогом был опытный друг, мудрый советник, надежный помощник. Такую роль в образовательных учреждениях выполняют учителя-наставники, закрепленные за каждым молодым учителем. Их роль огромна: ежедневная помощь и ответственные контроль. Менторство – новое явление в системе профессионального педагогического образования. Опытные педагоги района, имеющие высокие профессиональные результаты, представили свою систему работы, методы и приемы молодым учителям, которые сами выбрали, с кем им в данное время необходимо сотрудничать. Форма института менторства предположила  и другого помощника, которого по своему усмотрению выбрал молодой педагог - путеводную звезду, учителя,  на которого можно ориентироваться, которому хотелось бы подражать.
Проект «Институт менторства» в Шушенском образовании  под руководством Аллы Анатольевны Подлипаевой объединил  молодых учителей и учителей–менторов:

ФИО Направление деятельности Образовательное учреждение
1 Шманева Людмила Петровна Подготовка школьников к олимпиадам по русскому языку и литературе МБОУ «Шушенская СОШ № 1»
2 Фисунов Сергей Семенович Обучение истории и обществознанию на профильном уровне МБОУ «Шушенская СОШ №1»
3 Трифонова Анна Николаевна Духовно–нравственное воспитание школьников МБОУ «Шушенская СОШ № 2»
4 Гладкова Мария Петровна Использование современных образовательных технологий в процессе обучения математике и в воспитательной работе МБОУ «Шушенская СОШ № 2»
5 Астальцева Галина Георгиевна Проектирование профессиональной педагогической деятельности МБОУ «Шушенская СОШ № 3»
6 Михальченко Ольга Яковлевна Формирование художественных знаний, художественных умений и навыков МАОУ «Казанцевская СОШ»
7 Алексеева Людмила Фридриховна Обучение иностранному языку МАОУ «Казанцевская СОШ»
8 Котенок Любовь Дмитриевна Работа с одаренными детьми по гуманитарному направлению МБОУ «Синеборская СОШ»

*Главная задача учителя-ментора – оказание профессиональной помощи начинающему педагогу по мере возникновения проблемы, в отличие от оказания методической помощи учителем – наставником. При возникновении вопроса молодой педагог обращается в телефонном режиме, электронной почте, скайпу к учителю-ментору и решает свой возникший вопрос в форме, о которой договорятся.
Учителя–менторы, реализуя проект, создают условия, обеспечивающие закрепление и профессиональное развитие молодых педагогов. Насколько успешна адаптация начинающего педагога к профессиональной деятельности, можно увидеть во время собеседований, которые проводятся систематически. По их результатам принимаются решения о необходимости предоставления начинающему педагогу дополнительной информации, совершенствовании его профессиональных умений и навыков.
Опыт работы показывает, что введение менторства способствует закреплению молодых педагогов в образовательном пространстве района, их успешной педагогической деятельности. Об этом свидетельствуют результаты участия педагогов в конкурсах, научно-исследовательской деятельности, их аттестация.
Муниципальный Институт менторства, участвуя во Всероссийском конкурсе инновация в образовании, проводимом Институтом образования НИУ ВШЭ, начинает реализацию форсайт-проекта «Создание межрайонной площадки менторов разного уровня, как механизма сетевого взаимодействия молодых педагогов южных территорий Красноярского края, студентов Минусинского педагогического колледжа, учащихся старшей школы Шушенского района для эффективной самореализации» 
Это модель сетевого взаимодействия менторов позволит решать основные образовательные задачи молодых педагогов, студентов и учащихся старшей школы. Благодаря созданию данного механизма, мы имеем возможность эффективной самореализации в педагогической и образовательной деятельности, преимуществом которой является партнерские отношения с различными заинтересованными организациями, способными, используя свои возможности, оказывать помощь и содействие в реализации проекта. Цель проекта - создание условий, способных обеспечить содержание и формы взаимодействия менторов разных уровней образования для продуктивной работы в сети, а конкурс даст нам возможность выйти на форму «общероссийской ассоциации менторства», в которой предполагается  привлечение новых людей в сферу образования, воспитание, обмен накопленного опыта  менторов разного уровня (наставников, молодых учителей, студентов, школьников). Мы ожидаем помощь в продвижении, единомышленников среди инноваторов, экспертизу проекта, консультацию, менторскую поддержку, последователей. Целевая аудитория: руководители образовательных организаторов и педагогов, молодые педагоги Шушенского района, молодые педагоги других территорий (Минусинский район), студенты педагогического колледжа (г.Минусинск), студенты Шушенского сельскохозяйственного колледжа, учащиеся старшей школы Шушенского района. Благодаря целенаправленной инициативной работе молодых педагогов Шушенского района с молодыми педагогами Лицея №9 "Лидер" г. Красноярска, с учащимися сложится успешная молодежная среда, способная обеспечить реализацию проекта. В отличие от реализуемой на территории программы "Менторство и  интернатура в управлении профессиональным развитие педагога"  наш проект будет ориентирован на иную целевую аудиторию. В рамках реализации проекта  планируется деятельностный, событийный характер взаимодействия. Планируемая сеть расширит рамки и представления о менторстве.
В логике этой работы организована была организована работа  с молодыми учителями, которые сотрудничают с Лицеем №9 "Лидер" (руководитель И.Г.Осетрова). В рамках сотрудничества прошли "Педагогические гастроли" как на территории Шушенского района, так и в "Лицее №9". Сотрудничество с Минусинским педагогическим колледжем имени А.С.Пушкина обеспечило постоянное сотрудничество со студентами: научно-практические конференции, участие в ключевых мероприятиях в качестве экспертов, практика на базе образовательных организаций.