МБДОУ Детский сад №2 "Журавушка", с. Ильичёво

УО администрации Шушенского района
Ильичёвское МБДОУдетский сад № 2 «Журавушка».

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО п. 3.3. развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать  максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом  удалении, приспособленной для реализации Программы (участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого  возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции  недостатков их развития.
Организация  образовательного пространства и разнообразие  материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую,  познавательную, исследовательскую, творческую активность  всех воспитанников, экспериментирование с доступными  детям  материалами (в том числе с песком и водой); 
  • двигательную активность, в том числе  развитие  крупной и мелкой  моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное  благополучие детей  во взаимодействии  с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей. 

Для детей младенческого и раннего  возраста  образовательное пространство  должно  предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: 
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, 
вариативной, доступной, безопасной.
Содержательно-насыщенная среда.  Что это означает:
- пространство группы соответствует возрасту, индивидуальным особенностям детей;
- достаточное количество материалов в центрах для организации разных видов детской деятельности;
- соответствие данного материала возрасту детей в группе и его развивающий потенциал (обеспечение зоны актуального и ближайшего развития);
- тема комплексно-тематического планирования имеет своё отражение во всех развивающих центрах;
- достаточное количество материалов в центрах для организации разных видов детской деятельности.

При организации пространства учитывается гендерная специфика: уголок для мальчиков, уголок для девочек
Наличие оздоровительного, спортивного оборудования в каждой возрастной группе. Столик с водой и песком для проведения опытов и экспериментов. Наличие технических средств обучения в группе (телевизор, ноутбук, музыкальный центр). В достаточном количестве имеется образно-символический, нормативно-знаковый материал.
Следующий принцип построения предметно-развивающей среды по ФГОС ДО: трансформируемость.
Трансформируемость  пространства предполагает: 
Возможность  изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной  ситуации, в том числе  от меняющихся  интересов и возможностей  детей. Это наличие перегородок, ширм, сквозных полочек.
Многоцелевое использование пространства: в свободном уголке спальни организован уголок отдыха.
Полифункциональность  материалов предполагает:
- Возможность разнообразного  использования различных  составляющих  предметной среды, например,  детской мебели, матов, мягких модулей и т.д.
- Наличие в Организации или Группе  полифункциональных (не обладающих  жестко закрепленным способом  употребления) предметов, в том числе  природных  материалов,  пригодных для использования в разных  видах  детской  активности (в том числе  в качестве  предметов-заместителей  в детской  игре).

Полифункциональность среды предполагает использование продуктов детской и взрослой дизайн - деятельности для оформления макро-микросреды.
В каждой группе имеется «стена творчества», где размещаются детские работы.
Что же предполагает вариативность среды:     

  • наличие  в Организации  или Группе  различных  пространств (для игры, конструирования, уединения и т.д.), а также  разнообразных материалов, игр,  игрушек, оборудования,  обеспечивающих  свободный  выбор детей;
  • периодическую  сменяемость  игрового  материала,  появление  новых  предметов,  стимулирующих  игровую,  двигательную,  познавательную и исследовательскую  активность  детей.

Проблемы и пути решения принципа вариативности в организации.
Проблема : пространство группы ограничено. 
Выход  мы видим в зонировании пространства (выделены рабочая, спокойная, активная зоны). Между центрами оформляются «подвижные границы».
Рабочая зона должна легко менять свой облик: от мастерской до места  свободной деятельности детей по интересам. В рабочей зоне находится доска, мольберт. 
Смена рабочего места позволяет использовать индивидуальные, подгрупповые, групповые формы работы с детьми  . 
Здесь удобно вместе играть, читать и общаться.
Оборудование и материалы спокойной зоны: ковёр, столики, диван. Детям предлагаются для просмотра книги,  дидактические игры.
На границах между спокойной и активной зонами размещаются передвижные стеллажи. 
Игрушки, оборудование меняются в зависимости от темы недели, от идеи проектов.
Вариативность среды предполагает наличие центров по пяти основным образовательным областям: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Сменяемость материала происходит в соответствии с темой недели.
В группах располагается экран выбора центров активности. После полдника, дети делают выбор деятельности посредством экрана.  Ребёнок прикрепляет свою фишку в том секторе, где в данный момент он хочет заниматься.
В группах имеется пространство для уединения.
Доступность среды, это:
- соотношение масштаба «рост – глаз – рука»;
- доступность в использовании игр, игрушек, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды детской активности, в том числе и для детей с ограниченными возможностями;
- имеющие в пространстве игры, игрушки, пособия доступны детям дошкольного возраста по содержанию;
- имеющие в пространстве игры, игрушки, пособия исправны и сохранны.

Безопасность развивающей предметно-пространственной среды можно разделить на физическую и психологическую. Для физической безопасности детей все игрушки, оборудование, мебель должны иметь сертификаты.
Психологическая безопасность выражается в правильном цветовом решение группы (покраска стен), использовании элементов домашней обстановки, наличии растений в групповых комнатах.
Подводя итог,  какой же должна быть развивающая предметно-пространственная среда в соответствие с ФГОС ДО, нельзя не сказать, что эту среду создаёт педагог:
1. Педагог создает такую среду, где  каждый ребенок  ощущает  свою принадлежность к детскому коллективу и испытывает  чувство  комфорта.
2. Педагог  проявляет  уважение  к детям,  интересуясь  их чувствами, идеями и их  жизнью. 
3. Педагог  создает  атмосферу, где  дети могут  свободно  выражать себя. 
4. Педагог создает  среду,  которая стимулирует  детей расширять  границы  познания  и действий и идти  на  приемлемые  риски  для  их  развития  и обучения.
5. В отношениях с каждым  ребенком педагог  способствует развитию чувства  доверия  и привязанности  и индивидуальных взаимоотношений.
6. Педагог  заботится о том, чтобы среда была физически безопасной и легко контролировалась.
7. Педагог  заботится о том, чтобы окружающее  пространство  было привлекательным и комфортным для разнообразной  деятельности детей.
8. Педагог  организует пространство таким образом,  чтобы  в нем  логично  располагались и разграничивались  центры деятельности, которые способствуют  обучению и развитию.
9. Педагог использует много разнообразных, доступных, стимулирующих развитие детей материалов, которые побуждают детей исследовать, играть, учиться.
10.Педагог побуждает  детей  участвовать в планировании, организации и поддержании  среды. 
11.Педагог адаптирует  среду, чтобы  она отвечала  потребностям  отдельных детей /групп детей.
12.Педагог  ясно выражает, каковы  ожидания к поведению в социуме и вовлекает детей в разработку  правил группы.
13.Педагог создает среду, которая  основывается на демократических ценностях и способствует  участию  детей  в жизни  сообщества  группы. 
14.Педагог создает  среду для того, чтобы  развивать саморегуляцию и самостоятельность детей.

Только творческий педагог может создать творческую среду.
Но а если нет желания, нет фантазии, дизайнерского видения, нужно
изучать опыт других и придёт вдохновение. 
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда способствует инициативе и творчеству взрослых и детей!