МБДОУ Детский сад №2 "Журавушка", с. Ильичёво
УО администрации Шушенского района
Ильичёвское МБДОУдетский сад № 2 «Журавушка».
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО п. 3.3. развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной, безопасной.
Содержательно-насыщенная среда. Что это означает:
- пространство группы соответствует возрасту, индивидуальным особенностям детей;
- достаточное количество материалов в центрах для организации разных видов детской деятельности;
- соответствие данного материала возрасту детей в группе и его развивающий потенциал (обеспечение зоны актуального и ближайшего развития);
- тема комплексно-тематического планирования имеет своё отражение во всех развивающих центрах;
- достаточное количество материалов в центрах для организации разных видов детской деятельности.
При организации пространства учитывается гендерная специфика: уголок для мальчиков, уголок для девочек
Наличие оздоровительного, спортивного оборудования в каждой возрастной группе. Столик с водой и песком для проведения опытов и экспериментов. Наличие технических средств обучения в группе (телевизор, ноутбук, музыкальный центр). В достаточном количестве имеется образно-символический, нормативно-знаковый материал.
Следующий принцип построения предметно-развивающей среды по ФГОС ДО: трансформируемость.
Трансформируемость пространства предполагает:
Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Это наличие перегородок, ширм, сквозных полочек.
Многоцелевое использование пространства: в свободном уголке спальни организован уголок отдыха.
Полифункциональность материалов предполагает:
- Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т.д.
- Наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Полифункциональность среды предполагает использование продуктов детской и взрослой дизайн - деятельности для оформления макро-микросреды.
В каждой группе имеется «стена творчества», где размещаются детские работы.
Что же предполагает вариативность среды:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и т.д.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек, оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Проблемы и пути решения принципа вариативности в организации.
Проблема : пространство группы ограничено.
Выход мы видим в зонировании пространства (выделены рабочая, спокойная, активная зоны). Между центрами оформляются «подвижные границы».
Рабочая зона должна легко менять свой облик: от мастерской до места свободной деятельности детей по интересам. В рабочей зоне находится доска, мольберт.
Смена рабочего места позволяет использовать индивидуальные, подгрупповые, групповые формы работы с детьми .
Здесь удобно вместе играть, читать и общаться.
Оборудование и материалы спокойной зоны: ковёр, столики, диван. Детям предлагаются для просмотра книги, дидактические игры.
На границах между спокойной и активной зонами размещаются передвижные стеллажи.
Игрушки, оборудование меняются в зависимости от темы недели, от идеи проектов.
Вариативность среды предполагает наличие центров по пяти основным образовательным областям: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Сменяемость материала происходит в соответствии с темой недели.
В группах располагается экран выбора центров активности. После полдника, дети делают выбор деятельности посредством экрана. Ребёнок прикрепляет свою фишку в том секторе, где в данный момент он хочет заниматься.
В группах имеется пространство для уединения.
Доступность среды, это:
- соотношение масштаба «рост – глаз – рука»;
- доступность в использовании игр, игрушек, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды детской активности, в том числе и для детей с ограниченными возможностями;
- имеющие в пространстве игры, игрушки, пособия доступны детям дошкольного возраста по содержанию;
- имеющие в пространстве игры, игрушки, пособия исправны и сохранны.
Безопасность развивающей предметно-пространственной среды можно разделить на физическую и психологическую. Для физической безопасности детей все игрушки, оборудование, мебель должны иметь сертификаты.
Психологическая безопасность выражается в правильном цветовом решение группы (покраска стен), использовании элементов домашней обстановки, наличии растений в групповых комнатах.
Подводя итог, какой же должна быть развивающая предметно-пространственная среда в соответствие с ФГОС ДО, нельзя не сказать, что эту среду создаёт педагог:
1. Педагог создает такую среду, где каждый ребенок ощущает свою принадлежность к детскому коллективу и испытывает чувство комфорта.
2. Педагог проявляет уважение к детям, интересуясь их чувствами, идеями и их жизнью.
3. Педагог создает атмосферу, где дети могут свободно выражать себя.
4. Педагог создает среду, которая стимулирует детей расширять границы познания и действий и идти на приемлемые риски для их развития и обучения.
5. В отношениях с каждым ребенком педагог способствует развитию чувства доверия и привязанности и индивидуальных взаимоотношений.
6. Педагог заботится о том, чтобы среда была физически безопасной и легко контролировалась.
7. Педагог заботится о том, чтобы окружающее пространство было привлекательным и комфортным для разнообразной деятельности детей.
8. Педагог организует пространство таким образом, чтобы в нем логично располагались и разграничивались центры деятельности, которые способствуют обучению и развитию.
9. Педагог использует много разнообразных, доступных, стимулирующих развитие детей материалов, которые побуждают детей исследовать, играть, учиться.
10.Педагог побуждает детей участвовать в планировании, организации и поддержании среды.
11.Педагог адаптирует среду, чтобы она отвечала потребностям отдельных детей /групп детей.
12.Педагог ясно выражает, каковы ожидания к поведению в социуме и вовлекает детей в разработку правил группы.
13.Педагог создает среду, которая основывается на демократических ценностях и способствует участию детей в жизни сообщества группы.
14.Педагог создает среду для того, чтобы развивать саморегуляцию и самостоятельность детей.
Только творческий педагог может создать творческую среду.
Но а если нет желания, нет фантазии, дизайнерского видения, нужно
изучать опыт других и придёт вдохновение.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда способствует инициативе и творчеству взрослых и детей!