​​

За этот двадцатилетний период приостановили свою педагогическую деятельность: учитель Дубенской основной школы Фукс Валентина Сергеевна, учитель школы №2 Стиренко Маргарита Андреевна, учитель биологии Ильичёвской школы Савкина Алла Кузминична, учитель Субботинской средней школы  Шкицкая   Людмила Семёновна. Это заслуженные педагоги нашего района, которые с честью несли звание «Учитель».
Им на смену пришли молодые, творчески мыслящие педагоги. 
Рулис Андрей Александрович.  В 2006 году, после успешного завершения обучения в магистратуре Красноярского государственного университета решил вернуться в родной Шушенский район. Устроился на работу в организацию по охране водных и биологических ресурсов на должность ихтиолога. Сначала думал, что работает  по специальности и с выбором профессии определился. Проработав около года,  появилось чувство неудовлетворённости. Сначала пропало желание задерживаться на работе непродолжительное время, а потом и вовсе каждое утро  стал задумываться для чего  он идёт  на работу. Коллеги конечно же не заметили пессимистического настроения. Уход с этой должности стал для всех большим удивлением кроме его самого. Получив огромное количество информации за 6 лет очного обучения и написания магистерской диссертации в институте биофизики Сибирского отделения российской академии наук просто он  не знал,  куда её деть. Единственной возможностью пообщаться на понятном языке только биологам и химикам было общение с преподавателями и одногрупниками. Андрей не упускал ни одной возможности съездить в родной город Красноярск и увидеть своих единомышленников.  Наверное,  именно эта необходимость общения с людьми, которые когда-то осмелились посвятить свою жизнь природе и ее невероятным тайнам, привела его в систему школьного образования. Ведь именно здесь, со слов Андрея Александровича, он чувствует себя как «рыба в воде», а самое главное,  может поделиться всем,  чему научился за все эти годы.
Анализируя свои школьные годы,  он пришёл к выводу, что учащимся очень не хватает научного подхода в образовании. Они совершенно не знают,  как устроен научный мир,  и он решил это исправить! « Линия,  которую я стараюсь вести, через все уроки тесно соприкасается с преподавателями Сибирского федерального университета, которые стали мне не просто коллеги,  а родные люди. Когда я был студентом, то даже предположить не мог, что это оставит такой сильный отпечаток в моей жизни. Учащиеся, глядя на моё отношение к преподаваемым предметам, меняют кардинально к нему отношение. Я один из немногих классных руководителей который стабильно ходит с детьми в походы. По моей инициативе с ребятами Синеборской школы собрали хоккейную команду и подготовили местный водоём для игры в хоккей. Детям со мной интересно, даже если у меня нет урока, в классе занимаются дети. Я сам удивился когда увидил, что я не один такой, детей которые хотят всё знать тянет ко мне как магнитом! Заниматься исследованием не возможно заставить, ребёнка нужно заинтересовать! Когда видишь в его глазах вопрос: почему так, вот тогда ещё раз убеждаешься в правильности выбранного пути. У учащиеся свой собственный интерес должен подтверждаться важностью выбранной тематики исследования. Ученик должен видеть, что он в этом вопросе не один! Нужно очень тонко подвести юного исследователя к выбору, ведь выбранная тематика может стать смыслом его жизни. Необходимо помочь ему сделать правильный выбор! А как я в этом убедился, это требует большого искусства. Постоянная переписка и даже видео -  конференции, которые мы проводим с преподавателями,  развивают в детях именно научное видение интересного ему предмета. За то незначительное время, что я работаю в Синеборской школе,  мы по личной инициативе уже два раза выезжали в СФУ. На их оборудовании и при поддержке преподавательского состава осуществляем проектно – исследовательскую деятельность.  
Собрав среди учащихся школы единомышленников, проводим исследования по биологии и химии. Учащиеся которые не проявили интерес к моим предметам глядя на своих одноклассников просят других учителей заниматься с ними исследованиями. Группа ребят помогает  разрабатывать  наш собственный сайт http://biohimik.ucoz.ru/. Ни один ребёнок не должен остаться без внимания! Мои результаты уже видны на районных олимпиадах. С каждым годом число ребят занявших призовые места только растёт. И самое главное дети сами этого хотят, их не нужно заставлять, что подтверждает правильность выбранного мною пути.  В 2010 – 2011 учебном году наша первая проектно - исследовательская  работа по культивированию съедобных грибов заняла призовое место в Красноярском крае. В 2011 – 2012 учебном году наша работа на российском конкурсе Вернадского на сегодняшний день прошла первый тур. Ждём результатов. На краевой научно – практической конференции наши работы стали призовыми В этом году совместно с Железногорском НПО ПМ имени академика Решетнёва планируем открыть школьную лабораторию. У нас уже в планах много различных тем для исследования! Сначала многие отнеслись к этому скептически, но после наших переговоров все сомнения рассеялись.  Оборудование для научно – исследовательской деятельности нам передадут безвозмездно. Конечно это трудно везде успевать, со всеми договариваться, одним словом «находиться в тонусе», но это необходимо, жизнь должна кипеть. Кто это сделает если не мы! 
Учащиеся проживающие далеко от серьёзных образовательных учреждений находятся в неведении, что происходит за их стенами. Считаю своим долгом сделать всё возможное, чтобы это было не так. Ведь сейчас когда для образования на  всех уровнях есть такие возможности которых не было каких то 5 -10 лет назад упускать такую возможность для работы с учащимися было бы просто глупо! Считаю выбранный путь адекватным современным требованиям, и буду дальше уделять большое внимание именно проектно – исследовательской деятельности учащихся».
Варич Наталья Васильевна – учитель Субботинской средней школы творческая личность, способная вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Ее уроки отличаются четкой организацией учебного процесса, глубоким научным содержанием, практической направленностью. Максимально развивает мыслительную деятельность учащихся через создание эмоциональной атмосферы, положительного эмоционального тонуса учебного процесса. При выборе методов, средств, приемов обучения умело использует следующие принципы обучения: системности, наглядности, личностной ориентации, креативности. Выбор методов, форм обучения зависят и от содержания учебного материала. Расширение содержания идет также за счет внедрения материала повышенной трудности. Учащиеся Натальи Васильевны участвуют в конкурсах на природную тему и являются призёрами.

 

Чусова Татьяна Владимировна – учитель Шушенской срелней школы №2. Выпускница  Стиренко Маргариты Андрееевны,  пришла во вторую школу 18 лет назад. В своей работе применяет индивидуально-ориентированную систему обучения на основе педагогики понимания, информационно-коммуникационные технологии, технологию коллективных творческих дел с учётом      возрастных особенности детей.
Школа является инновационной площадкой по внедрению в образовательный процесс элементов технологии индивидуально-ориентированной системы обучения, с целью обеспечения преемственности между ступенями образования.  На учебных занятиях применяет техники педагогики понимания: взаимотренаж, взаимообмен заданиями, схематизацию, работу с дидактическими карточками, а также активные формы организации учебного процесса: парную и групповую. Прохождение каждым учеником коллективного учебного маршрута организует с помощью индивидуально-ориентированного учебного плана по темам. Чтобы отследить выполнение работы учащимся, ведёт лист учёта. Данную технологию использует не только в учебной, но и в воспитательной работе. В результате  работы  каждый ребёнок – успешный ученик.  Метод проектов и исследований использует как в учебной, так и в воспитательной работе.   
Бахтина Ольга Владимировна –учитель биологии Каптыревской средней школы., Почётный работник общего образования Российской Федерации.  Её девизом стали слова В. Сухомлинского  «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» Лауреат всероссийского конкурса «Мои инновации»,  участник краевого конкурса методического  мастерства педагогов, работающих по индивидуально ориентированной  
системе обучения ИОСО, участник всероссийского фестиваля педагогических идей 
«1 сентября», участник краевого конкурса  лучших учителей 2010г, награждена грамотой Губернатора Красноярского края  за успехи в области образования.
Ольга Владимировна старается увидеть  в каждом ученике личность, всегда признаёт  его  неповторимость и индивидуальность, непосредственность. Уважает мысли и чувства  своих питомцев, их стремление к повышению мотивации учебного процесса. Признаёт главное их право – право на сотрудничество с учителем. 
В основе её работы лежат техники педагогики понимания.  В своей работе  использует  современные образовательные технологии. Индивидуально - ориентированная система обучения (ИОСО), главный принцип которой  - успешность каждого ученика, является ведущей в её педагогической деятельности. В рамках этой технологии объединяет проектную методику, исследовательскую деятельность и техники педагогики понимания. Свою деятельность  начинает с выбора   учащимися уровня индивидуально-ориентированного учебного плана. Если при  изучении учебного материала   ученик не продвигается на более высокий уровень, т. е. нет роста, или наоборот- спад его деятельности, вношит корректировку в  индивидуальную образовательную траекторию ребенка (изменение методов, средств, форм работы) , что позволяет ему правильно оценить свои реальные возможности и выбрать уровень, соответствующий  его реальным способностям. Учитывая  специфику своего предмета, разработала тематическое планирование по биологии с учетом требований ИОСО, где отдельно выделила УУД  и  способы работы на уроке, формы контроля. Составила ИОП для учащихся и табло учета, что  помогает им правильно планировать свою учебную деятельность. 
Весь учебный процесс делит на два блока: лекционный и лабораторный (практический). На первом уроке обычно проходит знакомство с учебно-методическим пакетом, инструктаж – как организовать работу по выполнению и сдаче ИОП. Ребята договариваются друг с другом, как они будут работать. Исходя из того, что выбрал конкретный ученик по данной теме и в какой последовательности он это расположил, прослеживается его образовательная траектория (ИОТ). Затем, введение в тему, обычно через школьную лекцию с использованием видео сопровождения, компьютерных презентаций. Рефлексия лекции проводится в виде взаимотренажа (ВТ) или словарного диктанта (СД) в парах. На этом занятии не проводятся опросы, контрольные и проверочные работы, не выставляются оценки, ученик уточняет уровень выполнения работы по ИОП (на «3», «4», «5»). 
Если при выполнении учебного плана уровень выбранных заданий не соответствует возможностям учащегося, то между ним и учителем может быть заключен договор, где определяется конкретный или минимальный уровень выбора оценки. Во втором блоке проводятся лабораторные, практические занятия, учащиеся включаются в самостоятельную работу, выполняют тренировочные задания, тесты, контрольные и проверочные задания, получают консультации педагога, одноклассников, т.е. реализуют свою  ИОП. Плодотворный урок – это тот, где и деловая, и творческая атмосфера переплетаются, где дети активны в диалоге с учителем и друг с другом, задают вопросы, не боясь попасть впросак, есть возможность попробовать себя в роли консультанта и учителя. Контроль над выполнением ИОП начинает после того, как ученик выполнил все виды деятельности (согласно табло учета), осуществил творческое задание, проект, ИКТ – презентацию – индивидуально, в паре, группе. 
Косых Нина Николаевна - учитель биологии Шушенской школы №2      Результаты обучения достигаются через систему оценивания она - уровневая, дифференцированная, основанная на само- и взаимопроверке.  Каждый ученик в учебном процессе, оказываясь в специально организованных ситуациях,  стремится самостоятельно (в паре, малой группе) быть максимально включённым в процесс коммуникации. 
Использует методику интерактивного обучения в инновационно-образовательной среде, которая способствует общению и совместной работе в команде (группе), эффективно обрабатывать информацию и управлять ею.    Способы диалектического обучения являются основой в преподавании   предмета. Индивидуально -  ориентированный подход реализуется за счёт    включённости  учащихся в разные виды работ как интеллектуального, так и практического направления. 
Используя принцип дифференцированного подхода в обучении, где  ученик учится сам, а  учитель лишь осуществляет   
мотивационное управление   его учением, он свободен, его  интересы не ущемляются, результаты работы  основаны в первую
очередь, на основе его  самооценки, поэтому каждую тему школьной программы, начинает и заканчивает  проверочной 
работой.  Создаёт условия для оптимизации обучения, наряду с предметными знаниями  формирует универсальные способы 
мышления и деятельности учащихся, которые позволяют  выпускникам быть успешными в самоопределении, находить себя в
профессиональной сфере.
Нелюбина Вера Александровна  – учитель Ильичёвской средней школы «Каждый урок для  меня – маленькое открытие, 
новая ступенька на бесконечном пути». Деятельный характер обучения Веры Александровны позволяет проводить обучение на высоком уровне трудности, требовательная к себе она требовательна не только к учащимся, но и педагогам. Успех в учёбе, работе - основа становления личности.
«Быть учителем на селе намного труднее, чем в скажем,  в городе. Здесь, в селе, каждый из нас постоянно на виду. Учитель должен быть примером во всем  – в манере одеваться, разговаривать, Сколько нужно любви и терпения, чтобы доступными словами объяснить трудный материал, чтобы «не сорваться»  из-за шалости какого-нибудь непоседы, чтобы к каждому ребячьему сердцу подобрать ключик.  Главное для меня любить детей, сопереживать с ними, радоваться. Без этого, на мой взгляд, и не стоит работать в школе» как- то  написала  Вера Александровна презентуя свою работу.  Ежегодно воспитанники Веры Александровны принимают участие в муниципальном этапе  Всероссийской олимпиады школьников, среди них есть победители и призёры. Дважды завоевала звание 
победителя Национального проекта «Образование» в крае.
Свинцова Раиса Павловна – учитель биологии Нижне-Койской основной школы. «Почетный работник общего образования РФ»
«Заслуженный педагог Красноярского края»
Победитель Национального проекта «Образование»
Творческий педагог. В обучении учащихся Раиса Павловна использует практико-ориентированный исследовательский подход.
Своей главной педагогической задачей считает развитие творческого мышления учащихся посредством введения в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся, что позволяет не только и не столько учить, сколько помогать, ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность в роли тьютора – наставника. Она считает, что из наиболее востребованных видов образовательной 
деятельности школьников является метод проектов и моделирования. Исследовательские проекты, применяемые учителем, являются по содержанию как межпредметными, так и предметными (на конкретном материале) или надпредметными, которые выполняются  учащимися в ходе элективных или интегрированных курсов. Так или иначе, метод проектирования – это педагогическая технология, цель которой не столько интеграция фактических знаний, сколько их применение и приобретение новых.   В 2000году по результатам опроса студентов-выпускников Шушенской  школы №3 Свинцова  Раиса Павловна признана Соросовским учителем. Была одним из руководителей школьного «Клуба Интеллектуалов». На уровне муниципальной системы образования  проводила курсы сетевого обучения учащихся сельских школ (с.Синеборск, с.Ильичево, с.Каптырево), выбравших профильное обучение по биологии.Разработала и апробировала на практике 4 элективных курса для предпрофильных и профильных классов.  В течение 14 лет являлась руководителем районного методического центра учителей биологии. Проводит мастер-классы, открытые уроки в рамках школы, района, края. Победитель Национального проекта «Образование» в 2006году.
Масленникова Светлана Юрьевна – учитель биологии Шушенской средней общеобразовательной школы №3 награждена Почётной грамотой Законодательного собрания Красноярского края. 
«Для жизненного успеха  требуется мобильность, способность находить выход из кризисных ситуаций, умение применять полученные знания, сохраняя при этом свое «Я»  в меняющихся условиях. Работая в школе, я пришла к выводу, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно развиваются и проявляются в разнообразной учебной деятельности. В своей работе я использую технологию развивающего обучения, осваиваю инновационные образовательные технологии. Занимаюсь вопросами развития творческих способностей учащихся через решение познавательных, творческих задач. На обобщающих уроках использую системный подход, как условие развивающего обучения. С помощью ИКТ технологий успешно решаю образовательные задачи, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учебный процесс стараюсь строить с учетом новых стандартов. В своей педагогической практике важное место я отвожу исследовательской деятельности». В 2015 году  Светлана Юрьевна включилась в творческую группу по внедрению ФГОС. Её методическая тема «Исследование на уроках биологии». В 2014 г прошла  дистанционные  курсы по предмету «Организация работы школьников над исследовательским проектом по биологии в свете ФГОС» и теперь  использует исследования на своих  уроках биологии. 
Учебные достижения имеют положительную динамику.
Показатели качества по предмету стабильны составляют 76,7 % - 87,14% 
Салий Галина Викторовна – учитель Московской средней школы, в своей работе использует личностно-ориентированный подход в обучении, разноуровневое обучение, метод проектов в образовательной области «Биология».  

Винокурова Людмила Анатольевна  – учитель биологии Шушенской средней общеобразовательной  школы №1.« В своей работе большое внимание уделяю каждому ученику и превращаю свой учебный предмет в средство формирования творческой личности обучаемого, способной к профессиональному и личностному самоутверждению. Стремлюсь работать так, чтобы пробуждать творческую активность учащихся, их способность мыслить самостоятельно, формировать эмоциональную восприимчивость, повышать уровень учебной компетенции, грамотности,  воспитывать «человеческую» личность. Учебный предмет воспитывает»,  так видит Людмила Анатольевна свою задачу в умении заставить разбуженную мысль творить, память работать, навыки и умения закреплять. Её уроки  проходят с полной  включенностью каждого ученика в образовательный процесс, с учетом индивидуальных особенностей, с   развитием творческих способностей учащихся, варьированием коллективной, групповой и индивидуальной работ. Это помогает учащимся  показать хорошие результаты сдачи ЕГЭ  и ОГЭ. В 2011 году средний балл ЕГЭ составил 62,6 (по краю-52,41), в 2012 году- 49,4 (по району-50,1, по краю- 50баллов). В 2013 году профильная группа выпускников – одиннадцатиклассников успешно сдали ЕГЭ по биологии:  средний балл-77 при 100% успеваемости, что выше показателей района (56,6) и края (54,7). В 2014 году средний балл по ЕГЭ  в базовой группе составил 62,25%. С 2012 г. работает над реализацией индивидуальной образовательной программы «Развитие профессиональной компетентности в условиях перехода на ФГОС», в процессе которой изучила и начала применять новые ФГОС с адаптацией на предмет «биология». 
Тимакова Лилия Ивановна, учитель биологии МАОУ Казанцевская    СОШ. Стаж педагогической работы 49 лет. 
Начала педагогическую деятельность пионервожатой, затем учителем начальных классов и 42 года работает учителем биологии.
Награждена знаком «Отличник народного образования». Является победителем конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование приоритетного национального проекта «Образование» 2008 года. Имеет грамоты.
Главной педагогической задачей считает создание условий для роста и развития личности ученика, его индивидуальных способностей, творческого потенциала.
Многие годы работает по методической теме «Развитие познавательной и творческой активности учащихся через урочную и внеурочную деятельность». Это способствует реализации учебных стандартов, повышению качества обученности, повышению интереса к предмету. Особое место в учебной деятельности уделяет практической направленности. Это проведение уроков в рамках проектной и исследовательских работ, семинаров, конференций.
С 2013 года работает школьный проект «Охраняемые территории Шушенского района». Тесная связь поддерживается с Национальным парком «Шушенский бор» и с СШБЗ. Учащиеся школы принимают участие в конкурсах, которые предлагают  национальный парк и заповедник, готовят презентации об охраняемых животных и растениях. С беседами приезжают сотрудники названных организаций.
Исследовательская работа ведётся с учащимися 7-8 классов по темам: «Изменение растительного сообщества на левом берегу реки Оя», «Изучение причин обмеления малых озер в окрестностях с.Казанцево».
Результаты районных олимпиад:

Ф.И. ученика Класс Год Результат
Белоногов Валентин 10 2011 1 место
Белоногов Валентин 11 2012 1 место
Толстых Дарья 11 2012 1 место
Патюкова Наталья 10 2013 3 место
Попова Влада 9 2014 2 место
Шпак Ангелина 8 2014 2 место

После окончания школы ребята выбирают профессии связанные с биологией.

В настоящее время учатся:

№  п/п Ф.И. выпускников Учебное заведение Специальность
1 Сивкова Олеся Мединститут г.Абакан Врач
2 Белоногов Валентин Мединститут г.Красноярск Врач
3 Николаенко Галина Медакадемия г.Новосибирск Врач
4 Мешкова Анастасия Медакадемия г.Красноярск Врач
5 Патюкова Наталья Медучилище г.Минусинск м/сестра
6 Семёнова Галина Медучилище г.Красноярск м/сестра
7 Пивоварова Наталья Медучилище г.Красноярск м/сестра
8 Арзамасов Денис Педуниверситет г.Красноярск Учитель физ.воспитания
9 Толстых Дарья Педуниверситет г. Абакан эколог

Выпускники школы работают в Красноярском крае и Хакасии: врачами 8 человек, медицинскими сёстрами 21, учителями биологии 5 человек.