Муниципальный университет повышения квалификации педагогов действует!
Созданная муниципальная система повышения квалификация и профессионального развития обеспечивает выявление профессиональных дефицитов, постановку образовательных задач, выстраивание траектории развития на основе уровневого подхода. В районе имеется достаточный кадровый ресурс, с опытом работы в инновационном режиме, часть педагогов имеет опыт работы наставниками в рамках краевых стажерских площадок, способна организовать самообразование. Педагоги владеют проектировочными, исследовательскими и рефлексивными компетентностями, имеют опыт разработки и реализации собственных программ повышения квалификации. За последние годы установлены устойчивые партнерские отношения с учреждениями дополнительного образования педагогических работников повышения.
В Шушенском районе с 2012 года действует новая для нас форма профессионального развития - муниципальный университет повышения квалификации. Разработана нормативная база, определен регламент деятельности и механизм экспертной оценки образовательных программ их реализации и продуктов деятельности.
Через «университет» реализуется образовательные программы, разработанные учителями школ, педагогами учреждений дополнительного и дошкольного образования. Таким образом, мы запустили механизм делегирования части методических полномочий наиболее продвинутым в осваиваемой области педагогам. В результате появилась возможность использования интеллектуального потенциала педагогов из разных образовательных организаций для создания дидактических, методических и диагностических материалов.
Руководители программ говорят:
образовательная программа «Организация исследовательской деятельности младших школьников»:
Вера Петровна Самсонова
Граф Наталья Петровна
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала обучающегося. Актуальной задачей становится обеспечение развития исследовательских компетенций, основу которых составляют универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.
В рамках курса удалось показать педагогам главные отличия проекта от исследовательской деятельности. Исследовательскую деятельность рассмотрели, как особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно,творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.Исследование — это, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и "заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Гайтерова Евгения Владимировна, программа «Диагностика метапредметных умений и личностных результатов обучающихся: инструментальный аспект».
Выбор данной программы обусловлен тем, что при введении ФГОС одним из требований реализации стандарта является требование к результатам обучения. Скудность методического сопровождения процесса оценивания выявил противоречие между необходимостью оценивания достижений учащихся и отсутствием конкретного инструментария. Основной миссией программы стала диссеминация передового опыта школ района по оцениванию и подбор инструментария для организации процесса мониторинга. В рамках модуля были проработаны как теоретические вопросы по пониманию групп УУД и их содержанию, так и выбор практических приемов и технологий, направленных на формирование предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся начальной ступени. Конечный результат в виде целостного портрета выпускника невозможен без промежуточного контроля и анализа динамики развития ребенка. Программа адресована учителям начальных классов.
В результате реализации программы удалось систематизировать инструментарий, собрать банк приемов формирования универсальных учебных действий
Оглезнева Ирина Александровна, программа «Обновление организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода»
Учитель, который реализует федеральный государственный стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность. Каким же образом организовать современный урок? На решение этого вопроса была направлена деятельность нашей группы.
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и структуру урока в рамках системно-деятельностного подхода. Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от традиционного: главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении - создание условий для формирования познавательной активности учеников.
В ходе реализации программы участники разрабатывали уроки в логике системно-деятельностного подхода, технологическую карту урока, давали открытые уроки, проводили мастер-классы. Активные участники группы: Хромова Оксана Сергеевна, Шипко Юлия Михайловна, Губина Наталья Евгеньевна, Лейбович Виктория Владимировна - представили свои мастер-классы на ХIХ образовательном Форуме.
Лаборатория способа диалектического обучения включает несколько направлений: начальных классов (руководитель Злобина Анастасия Олеговна, учитель начальных классов школы №1), естественнонаучного цикла ( Мельникова Елена Николаевна, учитель биологии и географии школы №3), математики (Астальцева Галина Георгиевна Сесицкая Ольга Александровна, гуманитарного (Малышева Полина Анатольевна, учитель английского языка и Сергеенко Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы). Фото Мельникова Е.Н., Сергеенко Г.И.
Федеральный государственный стандарт требует от учителя профессиональных знаний и умений в области разработки и использования на учебных занятиях заданий, позволяющих как развивать у учащихся познавательные универсальные действия средствами предметного содержания , так и проводить диагностику уровня их развития.
В процессе подготовки к учебному занятию и его проведения необходимо осуществить переход от сообщённых знаний и передачи практического опыта в готовом виде к выводным знаниям и умениям, формируемым на практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В то время, как современному обществу требуется личность, обладающая не только активностью, самостоятельностью , ответственностью, но и адекватной самооценкой , в учебном процессе неоправданно мало внимания уделяется самооценки, которая является важным регулятором поведения личности и составляет ее ядро.
Эффективное решение проблем воспитания и развития личности и вместе с тем развития у него адекватной самооценки возможно, на наш взгляд, при освоении теории и технологии Способа диалектического обучения. Так считают педагоги нашей группы. Именно они применив эту технологию в практике понимают, что способ диалектического обучения основан на мысли как средстве сознания, сложной кооперации как высшей форме труда, на самопринуждении как высшей степени естественного принуждения и предполагает новые учебные отношения , заключающиеся в выведении преподавателя из учебного процесса за счет передачи учащимся логической и исполнительской функций труда полностью, а управленческой – частично.
Новые подходы в организации образовательного пространства предъявляют новые требования к профессиональным компетентностям педагогов. В рамках одного муниципалитета, как правило, ограничено пространство воспроизводства профессиональной деятельности. И в тоже время имеющийся кадровый ресурс для организации эффективных практик может быть востребован в других территориях. Педагогические исследования, разработанный методический и дидактический материал нуждаются в научном сопровождении и опережающем экспертном отношении. В связи со сложившимися условиями в организации профессионального развития и повышения квалификации, появилась идея проекта «Организация сетевого университета профессионального развития».
Цель проекта - Создание сетевого университета профессионального развития, как механизма развития учительского потенциала, обеспечивающего успешность детей в обучении.
Социальные эффекты проекта: Соответствие профессиональной компетентности требованиям профессионального стандарта, тиражирование эффективных практик. Организация повышение квалификации на основе актуальных задач и профессиональных дефицитов педагогов. Снижение финансовых затрат на организацию профессионального развития и повышения квалификации, без отрыва от учебного процесса.