Журавлёва Анастасия Владимировна

Образование: высшее

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в группах ДОО комбинированной направленности                                                 Основное  направление  образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в группах комбинированной направленности - разработка  индивидуального образовательно-коррекционного маршрута каждого ребёнка.                                        

Целью работы  является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими и общими нарушениями речи. Осуществляется квалифицированная профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи, а также страдающими различными формами патологии речи, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Занятия учителя – логопеда направлены на выявление и устранение дефектов речи у детей, формирование правильного произношения, развитие навыков связной речи.                                                                                                                                                    

Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи      с помощью специальных логопедических приёмов и методов.

    Задачи коррекционного обучения:

- воспитание активного произвольного понимания речи;

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

  -формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков     звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- подготовка к обучению грамоты, овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи

- воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.

Формы и приёмы организации коррекционно-образовательного процесса

        Основной формой работы с  детьми  являются индивидуальные коррекционные занятия. Выбор именно этой формы объясняется следующими моментами:  у детей одной и той же возрастной группы могут быть различные дефекты речи; у детей со схожими по структуре дефектами отмечается различный уровень сформированности когнитивных процессов; у каждого ребёнка существует свой темп усвоения материала; соматически ослабленные дети достаточно часто пропускают занятия в саду по болезни.                                                                                      Занятия по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах целесообразнее проводить в подгруппах. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы по 5 детей или микрогруппы 2-3 ребёнка. Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий осуществляется в соответствии нормам действующего СанПиН.                                                                                          Ещё одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребёнок занимается с логопедом, другие выполняют специально подобранные упражнения-игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия.                                       Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.  Параллельно логопед комплектует группы для групповых занятий, учитывая возраст и уровень речевого развития. В течение учебного года подгруппы детей меняются. Занятия проводятся в дневное время, а один раз в неделю в вечернее, чтобы родители могли на них присутствовать и получить консультацию, совет, рекомендации логопеда.                                                                                    Продолжительность логопедической работы (от двух трех месяцев до полутора-двух лет) находится в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, от их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания ребёнка.

 Основные задачи коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда с детьми ОВЗ в группах комбинированной направленности:

- социальная адаптация детей в коллективе;

- развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития), формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;

- осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

- обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;

-создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной позиции по отношению к собственному ребёнку.    

Содержание индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий                         

 

 

Звуковая культура речи

 

 

 

 

 

- развитие фонематического слуха;

- развитие умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры;

- обучение звукобуквенному анализу слов, чтению;

- воспитание чёткого произношения;

- развитие голоса и речевого дыхания;

- развитие фонематического восприятия

Развитие и обогащение словаря:

 

- образование относительных и притяжательных прилагательных;

-развитие навыка подбора синонимов и антонимов

- развитие словаря признаков

-   развитие глагольного словаря

-  обобщение группы слов

-  уточнение названий понятий, предметов и их частей

- уточнение лексического значения слов

 

Коррекция речи:

-   развитие общей координации и мелкой моторики руки

-  охрана зрения

-  развитие сенсорики

-   коррекция эмоционально-волевой сферы

-  развитие высших психических функций

-  коррекция звукопроизношения

Развитие связной речи:

 

- развитие невербальных средств общения

-  развитие речевого общения

- обучение передавать свои мысли и чувства

- обучение пересказу

-  обучение рассказыванию по серии картин

-   обучение составлению рассказа по картине

Формирование грамматического строя речи:

 

-  учить образовывать множественное число существительных, родительный падеж множественного числа

-  согласование: прилагательные с существительными; существительные с числительными; предлоги с существительными

-  образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Коррекция звукопроизношения:

 

-формирование движений органов артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики.

-.формирование воздушной струи.

- развитие слухового внимания.

 - развитие звукового анализа.

 - добиваться правильного произношения звука в связной речи

                     

Показатели результативности и эффективности коррекционной работы

В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться:

·  понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

·  фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

·   правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

·  пользоваться  в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

·  владеть элементарными навыками пересказа;

·  владеть навыками диалогической речи;

·  владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;

· грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родо-видовые окончания слов должны проговариваться  четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

· использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

·  владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.

В итоге логопедической работы  речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:

· свободно составлять рассказы, пересказы;

·  владеть навыками творческого рассказывания;

·  адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.

·  понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

·  понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

·   овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

·  оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

·   овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

- фонетическое восприятие;

- первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

 - графо-моторные навыки;

- элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений).

Результативность   логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагности­че­ские) исследования  три раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего кор­рек­­цион­но-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Резуль­та­ты мо­ни­торинга находят отражение в речевых картах детей, таблицах «Экран звукопроиз­но­­ше­ния» (от­мечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка), «Мониторинг разви­тия лек­си­ко-грамматического и фонематического строя речи» (отмечаются результаты обследо­ва­ния по рече­вой карте) «Результаты логопедического обследования» (отмечается динамика речевого раз­­ви­тия по уровням речевого развития), ежегодном отчете и.

Сроки проведения  мониторинговых исследований: 2 – я половина сентября, мая.

Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности освоении программы  Нищевой Н.В. корректировку коррекционных мероприятий осуществляет  логопед. Она проводится по итогам полугодия, учебного года.

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

  • динамики развития детей с ОНР; 
  • эффективности плана индивидуальной логокоррекционной  работы;
  • перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной  работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми с ОНР. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ОНР и другими специалистами учреждения.

 Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию                                                                                                 Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.                                                                 Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления  коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.                                                                                                    Формы работы с узкими специалистами разнообразны – это консультации, семинары, открытые занятия, логоритмика, оказание помощи в подборе соответствующей методической литературы, организация речевой работы с детьми и т.д.

      В процессе коррекционной развивающей работы с детьми комбинированных групп используется методическое  обеспечение:

Автор - составитель

Наименование издания

Издательство

Н.В. Нищева

Программа коррекционно-развивающей  работы в логопедической  группе для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)

СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС,2005.528с.

Г.А. Каше

Подготовка к школе детей с недостатками речи

М.: Просвещение, 1985. - 207

Т.Б.Филичева Г.В.Чиркина

Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.

О.Е Грибова

Технология организации логопедического обследования

М.: Айрис-пресс, 2007.-96с.

О.С.Гомзяк

Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников