Главная » Статьи » Деятельность РМЦ

Учёность есть сладкий вкус горького корня

В 1995 году, когда  я пришла на работу в Ильичёвскую среднюю школу, в нашей стране были не самые лучшие времена: всякая перестройка начинается с ломки старого. И как в капле росы отражается целое солнце, так  на состоянии школы отразились все трудности той нашей жизни.Тем интересней сейчас взглянуть на тот путь, который прошла страна и школа за эти годы, а вместе с ними  и ты сама.
С 1999 года наша школа начала работать в инновационном режиме: мы стали площадкой  апробации  ИОСО(индивидуально-ориентированной  системы обучения), которая,  на наш взгляд, имела ряд очень важных преимуществ. Применяя эту систему обучения, огромное внимание уделяется  работе с ИОП (индивидуально-ориентированным планом), который состоит из нескольких частей и позволяет решить многие воспитательные и образовательные цели. Прошли годы, система прошла проверку временем,  и осталось, привилось то, что действительно давало хорошие результаты.
Разрабатывая  ИОП, я опираюсь на то, что первый блок плана – это и программные требования к знаниям по  данной теме, сформулированные в доступной для ребёнка форме. Но это ещё  и список общеучебных умений и навыков, которые ребёнок должен развивать на занятиях данного цикла (например, составлять схему, заполнять или создавать таблицу, работать в паре или группе и т.д.). Затем на вводных в тему уроках  обязательно прорабатываю с учащимися данный блок информации, это служит этапом рефлексивной работы ребёнка по оценке своих знаний и умений. Это является отправной точкой по определению своей цели  на данном отрезке работы: одни имеют какое-то представление по данной теме и ставят себе целью углубить свои знания, для других становится задачей узнать и усвоить предложенный материал, третий хочет научиться составлять таблицу. Но даже и эта, казалось бы, далёкая от конкретной учебной темы задача помогает осваивать её, ведь таблица составляется на каком-то конкретном учебном материале, без понимания, анализа которого не составишь таблицу. 
То есть работу на своих занятиях строю так, чтобы научить ребят находить знания самостоятельно (через учебники и словари, через компьютерные программы, через общение с одноклассниками), уметь находить общий язык с любым членом классного коллектива, выполнять порученную ему задачу и быть ответственным за свою часть работы. Это обеспечивается через работу в парах и группах. На моих уроках ученики помогают друг другу в освоении новых тем, проводя такой вид работы, как взаимотренаж. Можем привести пример  такой работы на уроке русского языка. Имея на руках задание для напарника, ученик предлагает, например, правильно записать слова на определенное правило и объяснить условия выбора той или иной буквы. А так как карточка содержит и правильный вариант ответа, то спрашивающий  проконтролирует  ответ, то есть,  исключена возможность неверного решения задачи со стороны учеников только начинающих изучать тему. Тут  не возникает опасения, что ребята просто подскажут друг другу правильный ответ, они быстро понимают, что это им просто «невыгодно», ведь за этот вид работы оценка не выставляется и опасаться неверных ответов не стоит, а вот добиться понимания темы важно, ведь впереди неминуема контрольная работа. Напарники могут помогать друг другу и даже должны это делать, это учит взаимопониманию и толерантности.
В другой блок ИОПа включаю индивидуальные задания с разным уровнем сложности. Выбирая уровень сложности и соответствующую оценку, ребёнок учится сопоставлять свои возможности с задачей, и в то же время воспитывать упорство в достижении цели. Данная система не предполагает такой оценки, как «2», ребёнок получает помощь, консультацию, при необходимости - дополнительное задание, т.е. ведет работу до необходимого ему уровня знаний («3», «4» или «5»).  
Одним из принципов индивидуально-ориентированной системы обучения является признание необходимости учёта индивидуального темпа работы,  реальных учебных возможностей детей. В связи с этим я искала такой вид работы, который помог бы отставшему (или наоборот опередившему) ученику самостоятельно проводить учебную работу. Таким видом работы стала  доводящая карточка, которая состоит из ряда заданий, приводящих «мелкими шажками» ученика к пониманию того определения, которое может быть трудным для усвоения. Этот вид дидактического материала ещё мало разработан, хотя есть методический рекомендации по созданию доводящих карточек (авт.М.В.Минова). Я разработала такие карточки для 5 класса по следующим темам: «Прилагательное как часть речи», «Глагол как часть речи», «Синонимы», «Однородные члены предложения» и работаю над созданием их по другим темам. Этот дидактический материал участвовал в краевом конкурсе лаборатории ИОСО и получил диплом, а также был напечатан в методическом пособии Красноярского краевого института повышения квалификации «Формирование понимающих способностей школьников на учебных занятиях», Красноярск, 2008. В этом году данная тема стала в центре занятий по повышению квалификации учителя на заседаниях районного методического объединения.
В течение этих лет шла разработка индивидуально- ориентированных планов по предметам, разрабатывались методы работы с ИОП (индивидуально-ориентированным планом), а самое важное - происходила ломка собственных стереотипов представления о своем месте в учебном процессе. Учитель должен быть не рупором, передатчиком знаний, а должен обеспечивать условия для развития  «умения учиться», стать не «над учеником», а рядом с ним.
Работа в данной системе привела к пониманию необходимости не механического  «набивания» в память информации, а включения механизмов  «понимания». Таким образом, сейчас я целенаправленно работаю над приёмами педагогики понимания, создаю дидактические материалы для взаимотренажа, взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем и других видов работ, которые направлены на понимание текста, умение зафиксировать информацию, схематизировать  и  передать её другим. То есть, это те общеучебные умения и навыки, которые будут необходимы нашему выпускнику в течение всей жизни: умение учиться и работать в команде.
Научить выпускников школы адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, дать им знания и базовые навыки, обеспечивающие его социализацию, -¬¬¬ главная  линия  педагогики нового времени. Школа должна стать важнейшим этапом  достижения индивидуального успеха, в ней необходимо культивировать особую среду, способствующую росту креативно мыслящей личности.
Новой школе необходим новый учитель, т.е. учитель, способный двигаться в сторону качества. Новая образовательная ситуация требует новой ступени методики образования (которая нисколько не отрицает существование традиционной), нового, современного учителя, способного отойти от наставничества в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказания педагогической поддержки.
В связи с изменением требований к работе учителя – от умения транслировать программный объём знаний к умениям решать творческие задачи, развивать способности к самореализации – возрастает необходимость овладения учителем современными образовательными технологиями. Они – условие реализации компетентностного подхода в общем образовании.
Время не стоит на месте, и педагогические технологии тоже развиваются:  это может быть что-то хорошо забытое старое, приобретающее новые современные черты, а может быть и совершенно новые возможности, обусловленные техническими достижениями  нашего времени.
На курсах повышения квалификации я познакомилась с технологией развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Технология универсальна, так как технология понимания текста нужна при изучении любого предмета, усвоении любых знаний.Она представляет собой совокупность разнообразных методов и приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, т.е.пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, уже имеющиеся знания, затем представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Кардинально изменяется роль учителя, применяющего эту технологию:  он  направляет усилия учеников в определённое русло,  сталкивает различные суждения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы, подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже    существующих.Это очень важно, актуально и достаточно непросто, необходимо себя менять.
Благодаря общенациональному проекту по модернизации образования мы сейчас имеем возможность через Интернет получать различного рода информацию, работать более плодотворно на занятиях, используя ИКТ.
Я создала ряд цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которые использую на уроках литературы, и это вызывает всегда неподдельный интерес у ребят. Это не  только презентации биографического материала о различных писателях, но и уроки-тесты, уроки обобщения, изучения теоретического материала. Мною создан ряд цифровых образовательных ресурсов по русскому языку и литературе. Созданные презентации постоянно использую и на уроках русского языка. Это помогает не только экономить время занятия, но и сделать урок наглядным, позволяет работать со словами, текстами, где на слайдах можно вставлять буквы, подчеркивать, выделять.
Эта работа показалась мне очень важной, интересной, хотелось научиться делать это качественно, поэтому я пригласила людей, интересующихся разработкой такого материала в творческую группу, где можно поделиться своими умениями, успехами, получить новые знания, увеличить возможности применения ИКТ на своих занятиях. Многие  разработки я выложила на своей странице  сайта «ПроШколу», а также стала модератором страницы Ильичёвской школы на этом сайте.
Но, конечно, наша группа – это попытка любителей приобрести необходимые знания и умения, которая не может достаточно далеко продвинуть на этом пути. Поэтому при первой возможности получить квалифицированную помощь в умении применять ИКТ, я прошла дистанционные курсы «Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в  образовательном процессе».  Так  я поняла, что использование презентаций на уроках в том виде, как это мыслилось мною, есть самый низкий уровень применения ЭОР. Узнала о том, какие созданы  и готовы к применению открытые мультимедийные  системы (ОМС), как с ними работать, какие существуют возможности интернет-технологий для решения образовательных задач. Всеми этими знаниями я делюсь с моими коллегами в рамках работы школьного и районного методических объединений.
Думается, учителем можно быть до тех пор, пока сам продолжаешь учиться!

Костюченко С.Ф., учитель русского языка и литературы

 

Категория: Деятельность РМЦ | Добавил: Scoj (22.04.2016)
Просмотров: 418 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar