Главная » Статьи » Деятельность РМЦ

Применение исследовательских технологий в обучении русскому языку

Применение исследовательских технологий в обучении русскому языку    
Л.М. Колягина - учитель русского языка и литературы МБОУ Московская СОШ им. Ивана Ярыгина
Современные педагогические технологии надёжно поддерживают школьный образовательный процесс. Самой ценной из них мне представляется исследовательская. Именно она, с одной стороны, требует наибольшей самостоятельности и ответственности, с другой – даёт возможность ученику почувствовать значимость своей деятельности. 
Начали мы с исследовательских работ по краеведческой литературе (творчество Ю.А.Иванова: О. Зайцев «Изображение героизма русского человека в произведениях Ю.А. Иванова», «Детство, опалённое войной» (путёвка на дистанционный тур краевого форума «Молодёжь и наука»), М. Кущинская «Художественный мир повести Ю.А. Иванова «Путь к вершине» (путёвка на дистанционный тур краевого форума «Молодёжь и наука»); Н.Н.Герман: К.Рындина «Волшебный фонарь НАДЕЖДЫ» (черты художественного мира поэзии Надежды Герман) - участник очного этапа краевого форума «Молодёжь и наука»). 
Были исследовательские работы и по зарубежной литературе.                
Потом три года трудились с Катей Коробейниковой  над темой «Способы формирования орфографической грамотности», были приглашены принять участие «в XXI юношеских Чтениях им. В. И. Вернадского - очном туре Конкурса» (поездка из-за отсутствия средств в школе). Все эти ис-следовательские работы были основательными, вышли в победители или призёры на муниципальных конференциях, но занимались ими отдельные заинтересованные ученики. 
Включить в активную учебно-исследовательскую деятельность каждого выпускника удалось во время подготовки к ЕГЭ, что обеспечило и глубину повторения, и объём проработанного материала, и более высокую степень его понимания.
Почему у меня возникла эта идея? Во время повторительно-тренировочной работы мы постоянно сталкивались с тем, что в пособии для подготовки обычно представлены однотипные примеры на какое-либо правило, причём не самые трудные. У учеников возникала иллюзия лёгкости экзамена, терялась мотивация. Чувствуя в этом опасность, я и предложила заняться исследованием контрольно-измерительных материалов, что позволило бы увидеть их разнообразие и сложность. 
Все задания частей А и В мы подели между выпускниками. Каждый по-лучил задачу исследовать как можно больше заданий (10–20–30), найти примеры на разнообразные случаи правил, чтобы обратить внимание одноклассников на сложные примеры, на возможные трудности. Из всех исследований создавался своеобразный банк данных для подготовки к ЕГЭ. 
Формулировались темы примерно одинаково: представленность (допустим, правописания Н-НН в суффиксах) в вариантах ЕГЭ. Выполнялась и оформлялась работа по технологии исследования: формулирование темы, определение целей, задач, методов. Формировались исследовательские умения: сбор и обработка полученного материала, сопоставление, группировка, обобщение и выводы. Необходимо было обратиться к теории своего вопроса.
В наше время ни одна технология не мыслится без компьютерной поддержки. Представление исследований на основе презентаций вызывало интерес и фокусировало внимание на самом важном, а именно: 
•какие случаи правила встречаются в заданиях наиболее часто,
•какие из них должны вызвать затруднения у учеников,
•частотность употребления конкретных слов, примеров. 
После презентации очередного учебного исследования в классе организовывалась отработка умений, подкрепление навыка.
В общем, получилась серьёзная деятельность, которая обеспечила хорошую подготовку по «своим» темам, обновила знания одноклассников и проделала внутреннюю работу: облегчила вхождение в учёбу, показала, что это всё под силу, повысила самооценку. 
Результат сдачи ЕГЭ  порадовал: в 2008г.    из 25 выпускников – пять оценок «5», средний балл - 58. В 2011г. - 74.
Получился (состоялся) и опыт уроков изучения нового материала, организованных по технологии учебно-исследовательской работы. Учитель готовит необходимый дидактический материал и объявляет тему урока. Ученики (в небольших группах, парах или индивидуально – по желанию) самостоятельно  проходят все этапы исследования: формулировка цели, обдумывание задач - шагов деятельности, определение методов,  далее наблюдение за дидактическим материалом на основе сопоставления, группировка, обработка данного материала, описание полученной классификации, обобщение и выводы-правила. После каждого этапа исследования учитель предлагает эталонный вариант выполнения задания. И дидактический материал, и консультирование во время урока дифференцированы. На последнем этапе урока заслушиваем выступления о работе с выводами по теме и рефлексией деятельности. При такой организации образовательного процесса не только формируются исследова-тельские умения, но и повышается самооценка, уверенность в себе. Несомнен-но, исследовательская технология работает и на предметный результат, и на развитие УУД.

Колягина Л.М., - учитель русского языка и литературы

Категория: Деятельность РМЦ | Добавил: Scoj (22.04.2016)
Просмотров: 62 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar